КОНТАКТЫ

Адрес:
г. Москва,
Петровско-Разумовская аллея,
д. 10, кор. 1

Телефоны:
(495) 782-6-287, 612-46-71,
612-46-72
Электронная почта:
ogni-s@mail.ru

 


ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА – это альтернативная программа воспитания и обучения детей, используемая на сегодняшний день в ряде частных дошкольных учреждений Европы и России. Необычная педагогическая форма была разработана в начале прошлого века в Германии и предназначалась для полноценного, гармоничного развития личности в новых экономических условиях. В основу учения были положены прогрессивные по тем временам знания и оригинальная философия эволюции человека, называемая антропософией, основоположником которой был Рудольф Штайнер.

Первая образовательная школа, внедрившая новейшую философию, появилась в 1919 году в Штутгарте, при табачной фабрике «Вальдорф-Астория». Вскоре начали появляться и первые детские сады, которые по аналогии с названием школы стали называть вальдорфскими. Обучение в таких заведениях строилось на сочетании стандартных школьных дисциплин и практических навыков, с эстетическим и культурным воспитанием ребенка в рамках народных традиций. Главный принцип вальдорфской педагогики – ОТСУТСТВИЕ ЛЮБОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Главное направление – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА. Главная ценность – ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА.


* На правах рекламы! Если ваши дети еще не посещают детский сад – наймите им профессиональную няню. Агентство домашнего персонала «Столичные огни» осуществляет быстро и качественно поиск и подбор домашнего персонала со специализацией: няня-воспитатель, няня-педагог, няня с психологическим, медицинским, музыкальным, спортивным, лингвинистическим образованием.

 
ВАЛЬДОРФСКИЙ – НЕОБЫЧНЫЙ ДЕТСКИЙ САД. Здесь ничего не делается «по шаблону и строем», как принято в обычных детских садах. Начиная с приходом ребенка и заканчивая его уходом из группы, он окружен особой атмосферой настоящего детства и беззаботности. Даже обстановка и убранство помещений выдержаны в стиле соединения с природой, практичностью, простотой, с использованием светлых, нежных тонов и натуральных материалов. Есть еще одна интересная особенность этого сада  - завтрак, обед и ужин здесь готовят прямо в группе, в присутствии детей, и, зачастую, при их активном участии, поэтому малышей не нужно заставлять скушать ложечку «за маму» или «за папу»... Детское питание состоит только из натуральных продуктов: круп, овощей, фермерского мяса.

Основное времяпровождение детей – это СВОБОДНЫЕ ИГРЫ. При этом запретов практически нет. Каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Здесь пропагандируют лозунг: «не лишать ребенка детства и не стремиться сделать его скорее взрослым». Единственно, что ЗАПРЕЩЕНО использовать в организации детского досуга - это средства массовой информации, гаджеты, компьютеры, музыкальные центры и телевизоры (на радость многих родителей!). Воспитатели находят для деток иные развлечения, которых здесь великое множество. Если кто-то из воспитанников решит сделать нечто небезопасное или недопустимое, воспитатель тут же обратит на это внимание и деликатно заинтересует его другим занятием. И все это без криков и жестких запретов. СЛОВО «НЕТ» практически не используется в вальдорфской педагогике. Существуют только три причины для запретов: если действия ребенка могут причинить вред ему самому, другим детям, окружающему миру (животным, растениям, предметам).

Дети сами выбирают игры, в которые хотят играть. Никто никому ничего насильно не навязывает. В соответствии с установками, «тихое» время периодически меняется на бо­лее «активное» - чтение сказки чередуется с помощью в приготовлении пищи, игра в мяч на свежем воздухе с рукоделием. Воспитатели описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и «выдох». Самостоятельные формы детской активности, когда ребенок сам выражает и проявляет себя, - это ВЫДОХ. Занятия с воспитательницей, когда малыш впитывает в себя новые знания и умения - это ВДОХ.

В вальдорфских детсадах всё напоминает ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ. Воспитательница выполняет как бы роль МАМЫ – готовит, делает различную «домашнюю» работу, убирает, вышивает, читает, обучает различным навыкам и ручному труду. Она  в группе - непререкаемый авторитет, старший наставник и друг. Группы состоят из 7-15 воспитанников, мальчиков и девочек, возрастом от 3 до 7 лет. Более взрослые ухаживают за младшими и обучают их элементарным навыкам самообслуживания. Малыши, на примере старших, учатся самостоятельно одеваться, убирать за собой, причесываться, чистить зубы, посещать в туалет.

ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД И ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ – вот чему вальдорфовцы уделяют особое внимание. Их философия говорит о том, что любой ребенок обязательно должен знать, что за каждым предметом, за каждым изобретением стоит труд очень многих людей, и нужно ценить и уважать этот труд.  Поэтому все дети учатся своими руками готовить пищу, мыть и убирать, вышивать узоры,  мастерить поделки, вырезать по дереву, работать на гончарном круге и на ткацком станке. Причем, работают все без исключения - и мальчики и девочки всех возрастов. Детки делают простейшие предметы домашнего обихода, мастерят кукол, которые потом используют в кукольных спектаклях, делают украшения для помещений, моделируют машины, ракеты и замки из подручных средств, создают «живые» картины, лепят домики для животных. Инструменты при этом применяют самые настоящие: острые ножи, пилки, молотки, стальные иглы, отвертки, клещи. И материалы в работе используют самые обычные: разноцветные лоскутки, дощечки, брусочки, проволочки, уголки, картон, гвозди, клей, нитки, пуговки, заколочки, кусочки шерсти, вату и т.д.

В каждом саду есть «ЖИВОЙ УГОЛОК», в котором содержатся мелкие животные: птички, рыбки, грызуны, кошки. Дети учатся ухаживать и убирать за ними. Детские сады, имеющие приусадебные участки, могут даже завести курочек, гусей, козочку, овечку, чтобы малыши понимали, откуда берется молоко, творог, яички и другие продукты питания, которые они так любят. Как правило, у каждого вальдорфского заведения есть свой МИНИ-ОГОРОД, где дети помогают выращивать свеклу, морковку, редис, и даже пшеницу, которую потом самостоятельно молотят и пекут хлеб.

Специальные УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ по предметам в саду не проводятся. Вместо них воспитатели используют сюжетно-ролевые и развивающие игры, построенные таким образом, чтобы каждый, даже самый юный воспитанник, смог принять в них участие и проявить свои индивидуальные способности и таланты. При этом считается, что ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не «из под палки», и не для того чтобы получить одобрение окружающих.

Важными направлениями вальдорфского воспитания считаются занятия изобразительным искусством и музыкой, а также создание театрализованных представлений (драматических и кукольных спектаклей). Методика их проведения совсем не похожа на классические детсадовские занятия с набором дидактических материалов. Например, ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИССКУСТВОМ - это настоящие игры с красками. Как правило, красок дается всего лишь три: красная, синяя, желтая. Дети самостоятельно придумывают сюжет рисунков, составляют палитру новых цветов и оттенков, используя при этом кисти или собственные пальчики. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ тоже отличаются от общепринятых. Каждый день в группе занимаются  «эвритмией» - это сочетание свободных движений с музыкой, пением, чтением стихов. В музыкальном арсенале группы имеются различные музыкальные инструменты в свободном доступе: пианино, флейта, ксилофон, гитара, барабан. Разыгрываются целые музыкальные спектакли и мюзиклы с оркестром и песнопением.

Игры с куклами, мягкими игрушками и машинками, строительство кукольных домиков и сказочных декораций содержит в себя любая детсадовская программа. Но, в вальдорфском саду множество игрушек сделано самими воспитанниками, с использованием обычных подручных материалов и собственной фантазии. Все практические занятия (лепка из разноцветного пластилина и глины, рисование, моделирование из бумаги и др.) проходят В СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ФОРМЕ, не под копирку и не шаблону. При этом результаты творчества детей не оцениваются, места не разыгрываются, призы не выдаются – все равны и по-своему гениальны.

Есть в таких садах еще одна замечательная особенность – МНОЖЕСТВО ПРАЗДНИКОВ. Дети отмечают как общепринятые профессиональные, народные, религиозные праздники (Рождество, масленицу, Пасху и др.), так и выдуманные детсадовские: например, «праздник урожая», который они сами вырастили и собрали; праздник фонариков – фонарные шествия и игры в темное время суток; праздник первооткрывателей на котором они ищут клады и открывают новые места. И к дням рождения здесь особое отношение. Малыши дарят имениннику подарки, сделанные собственными руками, читают специально подобранные стихи, поют песни коллективного сочинения, ставят спектакли.


* На правах рекламы! Если вашей организации (школе, детскому саду, коммерческой организации) или вам лично требуется охрана, но вы не хотите обращаться в частное охранное предприятие из-за дороговизны или по другим причинам, знайте имеется прекрасная альтернатива охране ЧОП – профессиональные охранники и телохранители, которых вы сможете нанять в кадровом агентстве «Столичные огни» (Москва).

 
Казалось бы, вальдорфский детский сад - лучшая среда для гармоничного раз­вития и воспитания ребенка. Но не все так гладко. Идеальных систем не существует. Кроме неоспоримых плюсов, можно обнаружить и существенные МИНУСЫ вальдорфского воспитания:

1. В основе вальдорфской педагогики лежит очень спорное учение - АНТРОПОСОФИЯ. Хоть это форма не является сектой, но в любом случае она напрямую связана с мистикой, эзотерическими учениями, бескомпромисными идеологическими установками, не допускающими отклонений. Исподволь все это влияет и на формирование личности ребенка.

2. Вальдорфоцы выступают категорически ПРОТИВ РАННЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ и обучения. Они считают, что обучение чтению, письму, основам математики  и другим абстрактным дисциплинам можно начинать только тогда, когда у ребенка молочные зубки сменятся на коренные. Только к этому периоду, как они полагают, формируется эмоциональный и осмысленный мир ребенка. Согласитесь, все это очень спорно, ведь таким образом упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играя, может научиться читать, писать, считать. Более того, в таких заведениях негативно относятся к тому, чтобы ребенок рано начинал познавать точные науки, изучать иностранные языки, заниматься спортом, посещать кружки и секции. Узнав об этом, Вас запросто могут попросить либо прекратить дополнительные занятия, либо уйти из сада.

4. Несмотря на то, что воспитатели читают детям книги, сам СПИСОК «РАЗРЕШЕННОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ весьма ограничен. Допускаются лишь волшебные сказки (преимущественно Ганса Христиана Андерсена, братьев Гримм), былины о рыцарях, Библейские истории, средневековые легенды и мифы. Другая литература не приветствуется. Воспитатели негативно относятся к большинству всеми любимых детских произведений, к которым мы так  привыкли. Они считают их вредными и примитивными. Театрализованные представления, разыгрываемые в садах, тоже весьма своеобразны и ущербны из-за «утвержденной» тематики.

5. ИГРУШКИ, в которые рекомендуется играть воспитанникам, исключительно самодельные. Куклы и машинки из глины, тряпочек, дерева... Воспитатели  вальфдорских садов убеждены, что только такие игрушки, а не конструктор «Лего» или говорящая кукла,  развивают настоящую фантазию и творческие способности. Возможно, они в чем-то правы... Но ведь дети живут в реальном мире. Они общаются с другими сверстниками во дворе, в парках, на отдыхе. Рядом с другими детьми такой ребенок будет может чувствовать себя «БЕЛОЙ ВОРОНОЙ», у него могут возникнуть проблемы в социуме, в общении с другими ребятами из-за различия интересов и взаимопонимания.

6. ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК деятельности и запретов в поведении малыша тоже может негативно сказаться на развитие ребенка. В результате он может вырасти эгоцентричным человеком с завышенной самооценкой.

Так что, прежде чем Вы соберетесь отдать своего ребенка в вальдорфский детский сад, хорошенько взвесьте все «за» и «против». Не стоит гоняться за модой, но и недоучитывать положительно зарекмендовавший себя мировой опыт тоже не разумно. Почитайте отзывы, изучите вальдорфскую философию и педагогические принципы. Согласитесь ли Вы с ними, не возникнет ли у Вас внутреннего противоречия и отторжения… И не забывайте, что на кону у Вас стоит будущее ребенка, его счастье, его судьба!